Они оставили след в истории Одессы

Собрание биографических очерков и статей

 

 

Пергамент Осип Яковлевич (1868-1909)

 

О. Пергамент

Осип Яковлевич Пергамент – юрист, общественный деятель.

Жизнь этого замечательного человека, выдающегося юриста и общественного деятеля заслуживает того, чтобы о нем и его ярких деяниях помнили потомки.

Осип Пергамент родился в Таврической губернии 21 декабря 1868 года в состоятельной еврейской семье. Скорее всего, как и старший на два года брат Михаил, Осип родился в Феодосии. Семейные средства позволили будущему юристу поучиться за границей, в Дрездене, а позднее в Одессе, в Ришельевской гимназии – самом престижном среднем учебном заведении Южной Пальмиры. Своим друзьям Осип Яковлевич рассказывал об огромном влиянии на становление его характера опытного воспитателя – немца, приставленного к братьям родителями.

Сведения, которые мы приводим о жизни и творчестве Пергамента, почерпнуты из очень редкого коллекционного издания – отдельного оттиска № 9354 статьи в газете “Одесские новости”, присяжного поверенного Алексея Абрамовича Бугаевского. Статья многолетнего друга Пергамента была приурочена к пятилетию со дня его смерти и вышла в мае 1914 года. Интересно, что брошюра была востребована в 1932 году и подарена автором с дарственной надписью Л.И. Картушетскому (?).

Некоторые дополнительные биографические данные и сведения об учебе Осипа Яковлевича мы обнаружили в списках студентов отделения математических наук физико-математического факультета Новороссийского университета, куда Пергамент поступил в 1887 году после окончания Ришельевской гимназии. Для того чтобы обойти процентную норму, существовавшую в Российской империи для абитуриентов – иудеев, Осип Яковлевич принял православие. Во всяком случае, в списках студентов университета он числился православным. И в старших классах гимназии, и все годы учебы в университете он должен был сам себя содержать, зарабатывая частными уроками, т. к. к этому времени семья обеднела.

Сразу после окончания университета, в 1891 году, 23-летний Осип Пергамент женился на дочери профессора-юриста Новороссийского университета, В.В. Сокольского, и, видимо, под влиянием тестя решив заняться адвокатской деятельностью, стал готовиться к государственным экзаменам по юридическому факультету.

В течение двух лет Пергамент преподавал в женской гимназии, давал частные уроки и упорно и настойчиво занимался. Юридический экзамен он сдал блестяще и стал работать помощником адвоката (присяжного поверенного В.Я. Протопопова).

Со временем Осип Яковлевич перешел помощником к другому опытному юристу – Николаю Ильичу Мечникову, брату выдающегося ученого, Нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова. Н.И. Мечникова и Константина Генриховича Бернштейна Пергамент всегда считал своими главными наставниками в адвокатской практике. Его самостоятельная адвокатская деятельность быстро пошла в гору, благодаря умению располагать к себе клиентов, глубоко и всесторонне вникать в суть дела и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Как защитник, Осип Яковлевич был прекрасным оратором, искусно выстраивавшим свои выступления в суде, за что коллеги называли его “одесским златоустом”. Популярность его в юридических кругах Российского юга была чрезвычайно высока.

Вопрос о вознаграждении никогда не был для этого удивительного человека решающим при принятии дела, и зачастую он довольствовался незначительными гонорарами в ущерб благосостоянию своей семьи. В наши дни человека такой высокой работоспособности, которую проявлял Осип Яковлевич, назвали бы трудоголиком: его рабочий день длился зачастую с утра до поздней ночи.

В результате активной работы молодому присяжному поверенному Пергаменту уже в первые годы ХХ века удалось приобрести в собственность доходный дом на улице Пушкинской, 72 (ранее 76). В этом доме он жил со своей семьей до переезда в столицу, там же проживала семья его тестя – профессора В. Сокольского.

О разносторонности интересов О. Пергамента в самых разных областях юриспруденции свидетельствуют его многочисленные статьи в российских юридических изданиях по истории русского права, по морскому, торговому, гражданскому праву и процессу.

Присяжные поверенные Одессы и юга России относились к молодому талантливому коллеге с уважением. Когда в 1904 году Высочайшим повелением императора Николая II были образованы при судебных округах Советы присяжных поверенных, общее собрание из 124 умудренных опытом адвокатов Одесского судебного округа избрало Осипа Яковлевича Пергамента – только лишь около 5 лет проработавшего присяжным поверенным – первым Председателем совета присяжных поверенных. Этим советом при Одесской Судебной палате он успешно руководил с 1905 по 1908 год.

Бурные кровавые события начала ХХ века, как, например, еврейский погром в Кишиневе в 1903 году, заставили Осипа Яковлевича принять деятельное участие в судебном процессе и способствовать раскрытию гнусного преступления. Кишиневский суд стал для Пергамента толчком к активному участию в других сложных политических процессах, в общественной жизни страны.

Деятельность Осипа Пергамента в Потемкинские дни 1905 года в Одессе, когда в городе было введено военное положение, привела к высылке его из города в Пермскую губернию, где он вынужден был оставаться несколько месяцев.

“Кишиневский процесс и наступившие после него события, как будто разбудили Пергамента к новой жизни, – так писал о своем умершем друге А. Бугаевский. – Пред нами вырос за самое короткое время крупный общественный и политический деятель, и он заслонил собою адвоката. Осип Яковлевич как будто преобразился, он всецело отдался возникшим для него новым интересам, забросил суд, дела, клиентов, его влекли к себе новые цели, новые задачи, тесна стала для него его обычная аудитория, он рвался применить свой яркий талант, свои недюжинные ораторские дарования пред аудиторией, где его могла бы услышать вся Россия”.

Общественная активность Осипа Яковлевича была очень высока, его популярность в городе позволила ему стать одним из кандидатов в 1-ую Государственную думу, созванную Николаем II под влиянием революционных событий 1905 года. Однако в 1906 году был избран не Пергамент, а профессор Е.Н. Щепкин.

В январе 1907 года О. Пергамент был избран от Херсонской губернии депутатом 2-ой Государственной думы и назначен председателем комиссии по запросам. После роспуска царем 2-ой Думы Осипа Яковлевича избрали депутатом уже 3-ей Думы. В Думе Пергамент представлял интересы партии кадетов (конституционно-демократической партии), одним из лидеров которой был.

В связи с работой в Государственной думе в 1907 году Осип Яковлевич вместе с семьей перебрался в Петербург, где плодотворно работал, выступая на пленарных и фракционных заседаниях. Кроме того, он не прекращал частной адвокатской практики, был постоянным ходатаем в министерствах за всех, кто к нему обращался. А обращались к нему не только хорошо знавшие его безотказность одесситы, но и жители всех других Российских городов.

Как депутат и защитник простых людей, Пергамент представлен в рассказе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема “Гитл Пуришкевич”. Повествование ведется от лица вдовы Гитл, приехавшей в столицу искать справедливости: “Он (Пергамент) был в Думе из тех, что говорят, человек прямо-таки без желчи и красавец, царство ему небесное! Как он старался за меня! Дал мне письмо и еще письмо – все к таким людям, к которым простым людям и доступа нет. Они меня выслушивали, один отсылал к другому, другой к третьему, каждый раз все выше и выше – и так до самой Думы”. О красноречии Пергамента и отношении к нему других депутатов героиня рассказа Гитл говорит: “Он как начнет говорить, так и стену проймет, камень – и тот не устоит… Шутка ли – Пергамент! Зато и врагов у него в Думе было – что вам сказать! И зложелателей! И крикунов! Как собаки они нападали на него и устраивали такие скандалы, что я едва могла усидеть наверху…”.

Несмотря на то, что с юных лет Осип Яковлевич был оторван от еврейской среды и принял православие, он до конца своих дней активно отстаивал интересы евреев. С трибуны Государственной думы он выступал против проявлений антисемитизма, подвергаясь ожесточенной травле со стороны черносотенных депутатов.

О. Пергамент

Всю свою недолгую жизнь Осип Пергамент приобретал книги. По оценкам специалистов его книжное собрание насчитывало около 10 000 томов по общественным и юридическим наукам, по искусству, архитектуре, истории, философии и смежным дисциплинам.

Известны несколько оригинальных экслибрисов, которые Осип Яковлевич использовал для своих книг. В нашей коллекции хранится интереснейший экслибрис, выполненный по заказу Пергамента в 1901 году художником Лоренцем Ройде (Lorenz Rheude) из Регенсбурга, оставившим на ярлыке свои инициалы (R.L.) и год выполнения работы (1901). Все надписи на ярлыке сделаны на латыни. В центре композиции – Меркурий, больше известный как покровитель торговли, чем красноречия, летящий прямо на нас в своих крылатых сандалиях и в шлеме с крылышками. И если в одной руке у Меркурия, как и полагается, – жезл – кадуцей, то в другой руке, вместо кошелька с деньгами, раскрытая книга со словами: “Ни дня без строчки”. Под книгой размещено еще одно латинское изречение: “Нет настолько плохой книги, которая была бы совершенно бесполезной”.

Огромная библиотека О.Я. Пергамента осталась после его смерти в Петербурге, у его вдовы и детей.

Выдающийся адвокат и общественный деятель Осип Яковлевич Пергамент скоропостижно скончался 16 мая 1909 года в кругу семьи на 41 году жизни. О последних месяцах жизни талантливого человека существовало множество кривотолков, которые можно услышать и поныне. Тайне смерти О. Пергамента посвящено обстоятельное исследование адвоката С.И. Емца, в котором убедительно доказано, что смерть депутата Государственной думы наступила в результате сердечного приступа, а не самоубийства.

 

Ева Краснова, Анатолий Дроздовский, коллекционеры