Они оставили след в истории Одессы

Биографический справочник

 

 

Кишиневский Соломон Яковлевич (1862-1941/42)

 

С.Я. Кишиневский

Соломон Яковлевич Кишиневский – живописец, график.

Родился в Одессе в 1862 году. Он был очень популярен. И не только своими картинами. Это был на редкость энергичный и деятельный человек. В 1896-1902 гг. он организовал четыре “весенние выставки”, в которых приняли участие не только местные, но и столичные – петербургские, московские – художники. Чуть позже устроил (случай в нашем городе небывалый!) собственную, “постоянную общедоступную” выставку, которая с небольшими перерывами и в разных помещениях экспонировалась с 1906 по 1908 год. А были еще персональные выставки 1910, 1929 и 1938 годов... Для сравнения: у Кириака Костанди, лидера одесской живописной школы, при жизни не прошло ни одной персональной выставки. А еще была работа в Одесском художественном училище, выступления в печати (где он публиковал статьи и рецензии под своей фамилией и под псевдонимом Бенвенуто). Известен был Кишиневский и как газетный и журнальный график, его рисунки регулярно появлялись в “Одесских новостях”, “Южном обозрении” и др.

Кишиневский окончил Одесское художественное училище и вместе со своим товарищем по учебе Леонидом Пастернаком уехал продолжать образование в Мюнхен. Затем, уже один, какое-то время провел в Париже и Риме. В 1888 году вернулся на родину и сразу активно включился в художественную жизнь. Первые его работы написаны под сильным влиянием передвижников – это бытовые зарисовки, сценки из жизни босяков и городской бедноты.

С.Я. Кишиневский"На Старопортофранковской"

С.Я. Кишиневский"Прошение". 1893

“О чем же он рассказывает? – «Прошение», «Мог быть человеком», «Уличные дети», «Еврейский быт» и т.д. Никаких особых событий: обычное ежедневное существование бедного человека. Но что-то в этом трогает зрителя... Трогает тем, что ты вместе с художником видишь беззащитность маленьких людей. Они уже так низко упали, так искалечены (от молодого до старого), что их не поднять. Чеховской грустью веет от этой действительности. Только, как вихрь – внезапно – ужасная драма погрома. Казнь Шмидта и Матюшенко. Замордованные и искалеченные люди. Вся жизнь – обломки несложившегося целого... Человечность и искренность – вот основа творчества художника”, – эти слова замечательного художника М. Жука о своем собрате очень точно определяют творчество Кишиневского. С годами темная, “передвижническая” палитра сменилась в его картинах более яркой, насыщенной. Одесская критика отмечала: “Поражает своей смелостью... сравнительно немолодой художник С. Кишиневский... Этот художник ушел от прошлого «передвижнического» влияния, от темных и коричневых красок к светлым, ясным и примкнул к импрессионистам” (“Южная мысль”, 1916, 7 дек.).

С.Я. КишиневскийНа банкете после закрытия Весенней выставки “Объединенных”. 1913 г. Собр. С. Лущика.
В 1-м ряду (сидят): 1) П. Нитше, 2) П. Волокидин, 3) В. Крихацкий, 6) О. Крихацкая (жена худ.), 7) С. Порубаева.
Во 2-м ряду: 1) К. Шидловская (кассир выставки), 5) Н. Лысенков, 6) Н. Юхневич, 8) В. Мель, 9) С. Кишиневский.
В 3-м ряду: 1) Н. Сивирин, 2) Е. Волокидина (жена худ.), 4) П. Порубаев. 5) И. Никифоров. 6) А. Кобцев.

С.Я. КишиневскийВыставка Общества независимых художников 1918 г. Собр. Л. Окс (Москва).
Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, Н. Юхневич, Т. Фраерман, П. Мамичева, А. Нюренберг;
стоят: М. Бродский, А. Кобцев, С. Кишиневский, М. Гельман, Н. Соколик, Ф. Брудерзон.

Еще девятилетним мальчиком художник пережил погром в Одессе 1871 года. Страшные впечатления этих дней, когда вся его семья, близкие, соседи были унижены и морально разбиты, не забывались всю его долгую жизнь. Не случайно он откликнулся на события 1905-1907 годов целой серией картин, посвященных еврейским погромам. Не случайно в 1913 году, когда по всей России прогремело “дело Бейлиса”, он по своей инициативе создает проект памятника Бейлису, к сожалению, оставшийся неосуществленным. Это был художник, принадлежавший европейской культуре, – и вместе с тем человек, помнивший о своих корнях, своем народе.

С.Я. Кишиневский

В советское время Соломон Яковлевич продолжал активно работать. Несмотря на преклонный возраст, вплоть до Великой Отечественной войны участвовал во всех крупных выставках, много времени и сил отдавал воспитанию молодых художников. Как уже упоминалось, в 1929-м и в 1938-м годах – к 40-летию и 50-летию его художественной деятельности – в Одесском художественном музее состоялись обширные выставки его работ. Он не мог не работать, несмотря ни на что: возраст, болезни, тяжелое материальное положение. О последнем свидетельствовал тот же М. Жук: “На 30 руб. месячного заработка (когда 15 стоит жилье) не очень-то проживут и те люди, что созданы воображением автора. Даже им потребуется больше для реального существования”.

В начале войны и оккупации старый мастер оставался в Одессе. Когда еврейское население стали сгонять в гетто, Кишиневский разделил судьбу своих соплеменников. Из гетто он уже не вернулся. По устным свидетельствам, погиб в конце 1941 или в начале 1942 года.

С.Я. Кишиневский

Остались картины, остались доверенные художником друзьям перед уходом в гетто рукописи воспоминаний – до сих пор (за исключением небольших фрагментов) неопубликованные (часть из них сейчас хранится в Одесском художественном музее).

 

Барковская Ольга, заместитель отделом искусств
Одесской национальной научной библиотеки

 

 

Репродукции работ Соломона Яковлевича Кишиневского

 

С.Я. Кишиневский"Таможенная площадь". 1932 г.

С.Я. Кишиневский"Городской пейзаж". 1894 г.

 

С.Я. Кишиневский"Урок письма"

С.Я. Кишиневский"В кутузке". 1895 г.

 

 

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom